"Дом-самолет" на Фрунзенской набережной отреставрируют

«Дом-самолет» на Фрунзенской набережной отреставрируют

«Дом-самолет» на Фрунзенской набережной, который больше полувека находится в аварийном состоянии, наконец, отреставрируют. В залах, где демонстрировались новейшие технологии советского строительства, сейчас полная разруха. При этом, в свое время памятник конструктивизма строился как времянка.

Знаменитый «Дом-самолет» на Фрунзенской набережной больше не «летает»: мутные стекла окон-иллюминаторов с отсыревшими деревянными наличниками уже давно не пропускают свет. Угрюмые серые коридоры, на стенах — огромные трещины. Левое крыло дома закрыто уже 30 лет. Снаружи его подпирают железные конструкции — иначе развалится. Внутри — мрак, холод и страшная разруха.

«Здание в аварийном состоянии уже 60 лет. Впервые оно было признано аварийным в 1957 году, потом — в 1986-м», — рассказывает в интервью программе «Вести-Москва» руководитель проекта реставрации Алексей Воронин.

Дом 1933 года, построенный по временным технологиям, был рассчитан всего на 8 лет. Это чудо, что он до сих пор вообще стоит. Крышу подпирает конструкция из досок, гайкам и гвоздям — больше 80 лет. Вместо фундамента — строительный мусор.

«Сейчас перепад высот внутри здания составляет порядка 45 сантиметров, что наглядно видно: если мы положим что-то круглое, оно просто покатится и докатится до конца противоположного крыла», — отмечает член совета директоров компании-собственника здания Алексей Дмитриев.

Это был главный павильон всесоюзной строительной выставки. Она открылась на два года раньше, чем ВДНХ, но большой известности не получила, так как была рассчитана на узкую аудиторию.

«Здесь демонстрировалось новейшие строительные технологии тех времен и макеты сооружений. Например, в 1947 году демонстрировался макет высотного здания на Смоленской площади», — рассказывает москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин.

Первоначально никакого «дома-самолета» архитекторы не планировали. До 1950-х годов к этому главному выставочному зданию примыкали еще восемь павильонов, которые занимали огромную территорию вплоть до Москвы-реки. После войны их снесли за ненадобностью, и уже тогда здание приобрело форму самолета. Тогда же исчезли и величественные экспозиционные залы с колоннами — их превратили в кабинеты. Сюда переехало министерство машиностроения. В 1990-х годах офисы заняли частные предприятия. Здесь они и сейчас. Памятником дом в стиле конструктивизма стал только в 2012 году. С тех пор разрабатывают проект научной реставрации. Восстанавливать здание будут по архивным фотографиям. Кабинеты снесут, вернут прежние выставочные пространства, восстановят лепнину и восьмитонный барельеф на фасаде.

«На барельефе и в шахтах работают, и задумчиво смотрят на какой-то котлован, и даже Шуховскую башню по центру можно увидеть. Сейчас этот рельеф — как подтаявшее мороженое, плюс в нем много внутренних пороков, где-то проржавела арматура, которая может его разорвать в любой момент», — поясняет главный архитектор проекта реставрации Григорий Мудров.

На этой почти вековой арматуре барельеф и держится. Железные прутья закручены в деревянные балки — оригинальное решение строителей того времени. Реставраторы все это сохранят, только заменят крепежные элементы. Но самое сложное – укрепить дом, под него зальют новый фундамент.

«Все работы будут проводиться по реставрационным нормам. Зданию вернут исторический облик, а использовать будет его собственник в соответствии с охранными обязательствами — наверное, под административные центры», — обещает руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Зданию вернут и историческую функцию — откроют здесь выставочные залы. Все работы — за счет собственника. Начнут реставрацию в начале следующего года.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2719316&cid=7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>