1 сентября. Школы в большинстве регионов России не готовы начать преподавание двух иностранных языков — не хватает учителей. Особенно это касается сельских малокомплектных школ. Об этом ТАСС сообщили в правительствах субъектов РФ, комментируя новый федеральный государственный стандарт (ФГОС).
По данным Минобрнауки РФ, ученики 5 классов переходят на обучение по ФГОС, где второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы, с сегодняшнего дня. При этом у учебных заведений, которые пока не готовы к введению дополнительного языка, есть неограниченное время на адаптацию.
«У школ появилось право самостоятельно выбрать и год обучения, в котором появится новый предмет, и количество часов, отведенных на его изучение. При этом нагрузка на детей сохранится на уровне федерального стандарта, то есть количество общих учебных часов не увеличится», — пообещали в министерстве.
Школы Центрального федерального округа уже постепенно переходят на преподавание двух иностранных языков. Как сообщил ТАСС первый замруководителя департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Николай Колпачков, введение этого стандарта не займет много времени.
«Не очень большое, но оно (время) потребуется, — сказал он. — Вначале мы изучим мнение родителей о том, какой второй иностранный язык хотят изучать их дети и затем будем уже понимать, когда и какой язык в качестве второго у нас будет введен».
В Калужской области в 11 школах (около 6%) уже начали преподавание двух иностранных языков, сообщил ТАСС региональный министр образования и науки Александр Аникеев. «Сейчас острой проблемы с педагогами в Калужской области нет, но нужно искать специалистов, которые будут вести второй язык», — добавил он.
Проблема дефицита преподавателей иностранных языков наиболее остро стоит для регионов Северного Кавказа. Например, в школах Чечни открыто 250 вакансий для педагогов.
«К сожалению, на сегодняшний день в Чеченской республике ощущается острая нехватка преподавателей иностранных языков. Всем руководителям общеобразовательных учреждений дано соответствующее поручение о привлечении на работу учителей иностранных языков. Мы сейчас активно этим занимаемся», — рассказал ТАСС заместитель министра образования и науки региона Абдурахман Каимов.
Похожая ситуация складывается в Кабардино-Балкарии. Министр образования, науки и по делам молодежи республики Нина Емузова в беседе с ТАСС особо обратила внимание на дефицит кадров в селах.
«У нас остро стоит вопрос с учителями иностранных языков в сельских школах. Даже без введения нового стандарта мы уже будем испытывать определенные трудности в силу того, что через пять лет мы выходим на обязательный ЕГЭ по этому предмету», — сказала Емузова, отметив что «в городских школах даже переизбыток таких специалистов».
Министр образования Карелии Александр Морозов в беседе с ТАСС поднял вопрос, касающийся малокомплектных школ, где сложно обеспечить учителей нагрузкой. «В малокомплектных школах с численностью детей до 30 человек мы обеспечить требование стандарта не сможем», — сказал он.
По словам министра, во всех малокомплектных школах выполнение федерального стандарта основного общего образования не может быть исполнено по любому предмету. «Того набора учителей, который требуется, а для основной школы это 13 учителей-предметников, мы обеспечить не сможем, потому что мы не сможем им обеспечить нагрузку», — пояснил Морозов.
Всего в Карелии 13 малокомплектных школ. В них обучаются порядка 210 школьников.
В других школах проблем с введением второго иностранного языка не возникнет, дефицита учителей по языкам в Карелии практически нет. «Он есть, но он точечный, для конкретного учреждения. Он будет закрываться или внутренним совместительством, или молодыми специалистам», — отметил министр.
В республике уже есть школы, где учащиеся изучают два иностранных языка. «Для нас эта тема не новая. Мы понимаем, что делать. Есть методики, есть опыт. Будем вводить в этом году», — заключил министр.
Источник: http://tass.ru/obschestvo/2226821