Судоходные каналы россии. Каналы как искусственные русла Крупнейшие судоходные каналы мира

Ноутбуки

1 Каракумский ирригационный канал 1300 км (450 км судоходный)

Канал протянувшийся от Гуан Хана до Ашгабата. В сентябре 1971 года его «судоходная» длина достигла 450 километров. При завершении работ его длина вырастет до 1300 километров.

2 Большой Ставропольский канал 480 км


Ирригационный канал, используется для водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставропольского края России. Канал использует воду рек Кубань, Терек и Кума, которые протекают южнее и в основном собирают воду с северных склонов Кавказа.

3 Беломорско-Балтийский канал (Беломор канал) 227 км


Построенный в 1933 году канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

4 Волго-Каспийский канал 188 км


Канал, соединяющий глубоководный участок реки Бахтемир (рукав Волги) и Каспийское море через дельту Волги. Позволяет морским судам заходить в порты Оля и Астрахань.

5 Канал имени Москвы 128 км


Канал соединяющий реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

6 Северо-Двинский канал 127 км


Соединяет реку Шексна, как часть Волго-Балтийского водного пути и реку Сухона, приток Северной Двины.

7 Ладожский канал 117 км


Водный транспортный путь вдоль берега Ладожского , соединяющий реки Волхов и Нева.

8 Волго-Донской канал 101 км


Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина - канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда.

О необходимости существования водных каналов задумывались варяги. Варяги были смелыми речными пиратами. Им нужны были водные каналы , чтобы облегчить свой торговый путь и не тащить суда волоком, (подробнее: ). Но они не были первыми строителями каналов. Тружеников, осуществивших мечты варягов, надо искать в другом месте и значительно раньше: на Тигре и Евфрате, в далеком Китае и в стране пирамид и Нила.

«Великий канал» в Китае


Древние культурные народы строили совсем не такие каналы, какие хотели иметь варяги. Правители Китая думали совсем о другом. Более 2000 лет тому назад они приказали построить «Великий канал» , длиною 1782 километра , от Хонгчжоу до Пекина. По этому водному каналу налоги, взимаемые с населения в виде хлеба, чая и фруктов, стали бы поступать во дворец в Пекине быстрее, чем сухопутным путем.

Осушительные водоемы в Египте

Египтяне тоже не испытывали никакой «страсти» к путешествиям. Нил давал им все, в чем они нуждались. Они брались за лопаты, чтобы заставить Нил давать им еще больше. Египтяне улавливали паводочные воды Нила, выходившего из берегов, не давая ему опустошить поля. Ловушки,которые они ему строили,были самыми обыкновенными ямами-водоемами.
Осушительных водоемов в Египте было так много, что если бы их можно было поставить в один ряд, они опоясали бы по экватору весь земной шар . С помощью простых колодцев и водяных колес египтяне заставляли , и подниматься на такую высоту, на которую по доброй воле она никогда не вскарабкалась бы. И это было три тысячи лет тому назад!

Оросительные каналы на реке Амазонке

Оросительные каналы строили арабы, индейцы в бассейне реки Амазонки и рабы царей Урарту. Потомки племен Урарту живут сейчас в Армении. Имя их сохранилось в названии горы Арарат. Многие водные каналы, построенные из огромных обтесанных камней, просуществовали тысячелетия и действуют еще и сейча с. Все они потрудились немало, чтобы покорить воду.

Канал, соединивший Нил с Красным морем

Особенно трудная работа выпала на долю армии рабов фараона Нехо, завоевателя Сирии. Нехо мечтал о канале , который соединил бы Нил с Красным морем (о Суэцком канале!). Днем и ночью работали рабы в пустыне под неусыпным взором надсмотрщиков. На строительстве канала погибло 120000 человек . Канал принес мало пользы стране. Советники фараона боялись, что он отнимет у Нила слишком много воды и может открыть ворота врагам в глубь страны. Первый в мире большой судоходный канал был опять засыпан.
В стране могущественных фараонов и угнетенных феллахов можно было встретить все семейство водных каналов : оросительные, осушительные и судоходные. Каждый из них приносит пользу и, если нужно, добровольно приходит на помощь другому. В одном месте осушительный канал служит для судоходства, в другом судоходный канал отводит воду в пустыню. Современные судоходные каналы с их шлюзами и механизмами для подъема судов - величайшее чудо техники .

Материал содержит информацию по судоходным каналам стран мира и России, их длину, ширину и глубину, количество шлюзов, соединяющие их моря, океаны, реки, и год постройки канала.

Судоходный канал (страна)

Длина, км

Ширина, м

Глубина на фарватере, м

Количество шлюзов

Океаны (моря), реки (каналы) или населенные пункты, соединяемые каналом

Год постройки (реконструкции)

Береговой (США)

Проложен в обход мелководных уч. вост. побережья США от Бостона (на Атлантическом побережье) до Браунсвилла (Мексиканский зал.) -

Великий (Даюньхэ, Юньхэ) (Китай)

Пекин с Вост.-Китайским морем

Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина (Россия)

Не менее 4

р. Волга с Балтийским морем; проходит через Рыбинское вдхр., по р. Шексна, Белозерскому кан., р. Ковжа, Мариинскому кан., Онежскому кан., р. Свирь, Новоладожскому кан., р. Нева

В т.ч. Волго-Балтийский канал

Не менее 4

Рыбинское вдхр. с Онежским оз.

Нью-Йорк-Стейт-Бардж-канал (США)

озера Эри и Шамплейн с р. Гудзон

В т.ч. Эрн-канал

оз. Эри с р. Гудзон

Рейн-Майн-Дунай (Германия-Австрия)

реки Рейн и Дунай

Гёта-канал (Швеция)

Зап. (г. Гётеборг) и вост. (г. Сёдерчё-пинг) побережья Швеции через озера Венерн и Веттерн

Среднегерманский (Германия)

реки Эмс, Везер и Эльба

Рона-Рейн (Франция)

реки Сона (приток р. Рона) и Рейн

Дортмунд-Эмс (Германия)

реки Рейн и Эмс

Южный (Франция)

р. Гаронна со Средиземным морем

Беломорско-Балтийский (Россия)

Белое море с Онежским оз.

Суэцкий (Египет)

Средиземное и Красное моря

Альберт-канал (Бельгия)

реки Маас и Шельда

Имени Москвы (Россия)

реки Волга и Москва

Волго-Донской судоходный им. В. И. Ленина (Россия)

реки Волга и Дон

Кильский (Германия)

Северное и Балтийское моря

1895 (1914, 1970)

Панамский (Панама)

Атлантический и Тихий океаны

Марсель-Рона (Франция)

р. Рона со Средиземным морем

Амстердам-Рейн (Нидерланды)

Амстердам с р. Рейн

Манчестерский (Великобритания)

Манчестер с Ирландским морем

Уэлленд (Канада)

озера Эри и Онтарио (в обход Ниагарского вдп.)

Сайменский (Росиия, Финляндия)

оз. Сайма с Финским зал. Балтийского моря

Ньиве-Ватервет-Схер (Новый водный путь) (Нидерланды)"

Роттердам с Северным морем

Нордзе-канал (Северный морской канал) (Нидерланды)

Амстердам с Северным морем

* Длина искусственных участков канала (без участков, проходящих по озерам, рекам, заливам и т.д.)

_______________

Источник информации: Атлас офицера/ - Москва: 1984.

Для перемещения грузовых и пассажирских судов по воде кратчайшим путем, с целью снижения временных, трудовых и материальных затрат, прокладывались искусственные водные магистрали - каналы. Сегодня действующие гидротехнические сооружения оказывают значительное влияние на развитие коммерческого судоходства и экономики стран, которым они принадлежат. В статье мы рассмотрим некоторые важнейшие судоходные каналы мира.

Один из самых протяженных судоходных путей расположился в России, в частности на территории Республики Карелия, и зовется он Беломорско-Балтийским. Канал соединил Белое море в границах города Беломорск и Онежское озеро в районе деревни Повенец и позволяет судам двигаться дальше в Балтийское море.

Судоходная магистраль растянулась на 227 км при минимальной глубине фарватера 4 метра и ширине 36 метров. При ее строительстве было возведено более 120 гидротехнических сооружений, в том числе 19 - шлюзовых.

История возведения Беломорско-Балтийского канала весьма трагична, ведь строился он силами заключенных, число которых, по некоторым оценкам, достигало 280 тысяч. Водная трасса прокладывалась с использованием только ручного труда и была сдана в эксплуатацию менее чем за два года в августе 1933.

Волго-Донской судоходный канал

От Волгограда до Калача-на-Дону протянулся один из каналов России - Волго-Донской имени В. И. Ленина. Он соединил две крупнейшие реки - Волгу и Дон. Русло простирается примерно на 101 км, из которых 45 километров приходится на водохранилища. Минимальная глубина судоходного канала составила 3,5 метра.

Для полного преодоления водного пути из Волги в Дон кораблям приходится столкнуться с прохождением тринадцати шлюзных сооружений. Они представляют собой Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. Высота первой достигает 88 метров и включает в себя девять однокамерных однониточных шлюзов, а вторая поднимается на 44,5 метров и состоит из четырех шлюзов аналогичной конструкции.

Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами колеблется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал проложен по Береславскому, Варваровскому и Карповскому искусственным водохранилищам. Время прохождения водной акватории судами составляет 10-12 часов.

О местонахождении очередного судоходного канала можно смело догадаться по его названию - это Панамский канал, который распростерся на территории небольшой и удивительной по своей красоте страны, расположенной сразу в двух частях света, - Панаме. Канал признан одной из ее важнейших достопримечательностей. Кроме того, он позиционируется как уникальный памятник настойчивости и героизму людей, его построивших.

Судоходный канал создавался для сокращения протяженности морских путей, следуя по которым, приходилось огибать Южноамериканский континент.

С учетом рельефа местности искусственное русло проложено не по прямой, а изгибается, поэтому его длина составляет 81,5 километров. Около 65 километров построили по суше, а остальные 16,4 км для возможности судов добраться к большим глубинам проложены по дну Панамской и Лимонской бухт. Общая ширина — 150 м, в шлюзовых камерах она составляет 33 м, а глубина — 12 м. 12 июня 1920 года канал был официально открыт.

Наименьшей протяженностью характеризуется самый узкий судоходный канал в мире - Коринфский. Он расположен на территории знаменитой Эллады и был возведен на Коринфском перешейке для соединения двух морей - Эгейского и Ионического. Канал дал возможность сократить морской путь на 400 км за счет отмены необходимости обходить полуостров Пелопоннес. В тоже время искусственное русло отделило вышеназванный полуостров от материка.

Коринфский канал был построен за 12 лет, в период с 1881 по 1893 год. В строительстве было задействовано около двух с половиной тысяч рабочих, которых набирали по всей Греции. Длина водного маршрута, проложенного сквозь материк и имеющего сходство с глубоким каньоном, приближается к шести километрам, а высота отвесных стен достигает 76 м. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на морском дне — 21 м.

Спустя столетие после завершения строительства он несколько потерял свое экономическое значение из-за своей ширины. Указанному факту способствовали и размывы стен, возможность оползней, а также строительство больших океанских судов, ширина которых превышает 20 метров. Последнее делает невозможным их проход по каналу. В настоящее время самый узкий судоходный канал превратился в туристический аттракцион для круизных лайнеров и небольших катеров.

Завораживающее зрелище - по безжизненной пустыне медленно плывут гигантские корабли и танкеры! А все это благодаря Суэцкому каналу, который соединил Красное и Средиземное море и условно разделил два материка Африку и Евразию. Водная магистраль расположилась на территории современного Египта, к западу от Синайского полуострова. Ее протяженность составляет 160 км, ширина в нижних точках варьируется в пределах 45-60 метров, а по глади воды достигает 350 м.

Открытие канала во второй половине ноября 1869 года позволило морским судам двигаться между Европой и Азией более коротким путем, минуя обход Африканского континента. Изюминкой канала является то, что он простирается по ровному рельефу местности, где нет необходимости возведения шлюзов, поэтому морская вода свободно перемещается по нему.

Среднегерманский канал

Свой судоходный путь существует и в Германии. Он носит название Среднегерманский канал и является важной полноводной артерией, соединяя Рейн через водотоки Дортмунд-Эмс и Рейн-Херне с крупными реками государства, в числе которых Везер, Эльба, Эмс, Одер, а также несколько озер.

Длина Среднегерманского канала - 325,7 км. Он популярен крайне живописными прибрежными видами, которые притягивают сюда большое количество людей. Помимо окрестностей ценители зеленого ландшафта могут также наслаждаться красотой мостов и экзотическими строениями, предназначенными для переправы судов. Наиболее популярны на канале Минденский и Магдебургский протоки, которые и по сей день притягивают к себе толпы туристов и ценителей прекрасного.

Каналы бывают разных видов и размеров: от водных путей, которые соединяют океаны, до малых водотоков в городах. Подобные города часто отождествляться с Венецией. В самом деле, города известные своими каналами и водными путями, можно называть «Венецией » в своей части мира. В этой подборке я предлагаю Вам совершить увлекательное виртуальное путешествие по самым известным водным артериям мира. Вы получите массу позитивных впечатлений и узнаете о многих интересных фактах.

1. Стокгольмский канал

Назывемый "Венецией Севера", Стокгольм расположен на 14 островах. У туристов, попадающих в Стокгольм, есть отличная возможность изучить каналы самостоятельно. Для этого необходимо лишь арендовать лодку или байдарку.

2. Алаппужа

Алаппужа – «Венеция Востока» - очень красивое, древнее место в индии. Посетители могут арендовать тут целый плавучий дом, для того чтоб лучше ознакомиться с заводями в течении одного или нескольких дней.


3. Бангкок. Клонги

"Клонг" – тайское название каналов. Исторически сложилось так, что люди использовали клонги по всему Таиланду для транспортировки и торговли, тем самым обрекая Бангкок на достаточно лестное прозвище «Венеция Востока». Сегодня большинство клонгов являются улицами, но вы все равно можете посетить туристическую версию традиционного плавучего рынка, о котором мы писали в обзоре достопримечательностей Бангкока .


4. Нан Мадол

Нан Мадол, "Венеция-Тихоокеанского региона," представляет собой группу небольших искусственных островов, расположенных у восточного берега острова Понпеи, в Микронезии.


5. Каналы Сучжоу


6. Панамский канал

Искусственный 77 километровый Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океан. Завершенный в 1914 году, канал позволяет судам добраться из одной стороны в другую более легко и безопасно. Сегодня более 14000 судов проходят Панамский канал каждый год.


7. Хойан

Эта рыбацкая деревня, а ныне и туристическая точка расположена на побережье Южно-Китайского моря во Вьетнаме. Хойан был международным портом с 16-го века, хотя сейчас серьезный бизнес доставки переехал в город Дананг.


8. Каналы Брюгге

Брюгге является одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов Европы и самым популярным местом Бельгии. Благодаря каналам Брюгге часто называют «Северной Венецией». Читайте также о достопримечательностях Брюгге в отдельной статье.


9. Каналы Амстердама

Еще одна «Северная Венеция» - Амстердам. Строительство каналов началось в XVII веке во время Голландского Золотого Века. Три основных канала: Herengracht, Prinsengracht и Keizersgracht образуют концентрические пояса вокруг города, известные, как Grachtengordel. Советую Вам также посетить достопримечательности Амстердама в виртуальном туре на LifeGlobe.


10. Каналы Венеции

Венеция - город на воде , является жемчужиной туризма. Романтические гондолы, и итальянская архитектура помогли заработать этот статус. Объединенные вместе, более 150 каналов, разделяют Венецию на множество островов. В любое время года в Венеции туристов гораздо больше, чем местных жителей.