Свод правил по информационному моделированию в строительстве. Публичное обсуждение сводов правил (СП) по BIM. Общие требования к компонентам

Безопасность

Три новых свода правил (СП) по направлению информационных технологий утверждены и вступят в действие с 1 марта. Об этом сообщил замглавы Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Степанов в рамках семинара «Информационное моделирование. Цифровая среда как основа взаимодействия», организованного подведомственным Минстрою России Федеральным центром нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве совместно с Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Мероприятие прошло 21 февраля с участием представительного состава экспертов.

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели», «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» и «Информационное моделирование в строительстве.Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах» вступят в действие с 1 марта 2018 года.

По словам Александра Степанова, создаваемая система национальных документов в области технологий информационного моделирования в строительстве включает базовые стандарты и своды правил, обеспечивающие цифровую инфраструктуру, в том числе определяющие основные положения, принципы и терминологию BIM, а также стандарты и своды правил, определяющие понятийную базу и методологию внедрения информационного моделирования в практику на отдельных стадиях жизненного цикла – от обоснования инвестиций до утилизации и сноса зданий и сооружений.

В 2018 году начата разработка базовых стандартов, определяющих основные принципы, понятия и терминологию БИМ: ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент с применением информационного моделирования. Часть 1. Основные принципы и понятия» и ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент с применением информационного моделирования. Часть 2. Стадия создания активов». Аналогичные стандарты ИСО (ISO 19650-1 и ISO 19650-2), находятся в настоящее время в завершающей стадии разработки. Эксперты ПК 13 «Обработка, хранение и обмен информацией, относящейся к строительным работам» ТК 465 «Строительство», принимают участие в этих работах с 2017 года.

Сейчас проходит процедуру регистрации ГОСТ Р «Моделирование информационное в строительстве. Отраслевые базовые классы (IFC) для обмена информацией на всех этапах жизненного цикла. Основные положения». «Если государственный заказчик будет обеспечен возможностью требовать предоставления информации для контроля в формате IFC, то не будет необходимости затрачивать бюджетные средства на покупку большого количества разнообразных программных продуктов и на содержание излишнего штата специалистов, способных работать в этих программах», - отметил Александр Степанов.

Система нормативно-технических документов в общей сложности будет включать в себя 15 национальных стандартов (ГОСТ Р), 10 сводов правил, в том числе: 13 ГОСТ Р и 4 СП – документы, разработанные по основополагающим (базовым) направлениям; 2 ГОСТ Р и 6 сводов правил – для отдельных стадий жизненного цикла.

В настоящее время в области БИМ доступны для практического применения 7 ГОСТов и 4 свода правил.

В мероприятии приняли участие специалисты ТК 465 «Строительство», КазНИИСА (Казахстан), Центра по цифровой экономике МГУ, АО НИЦ «Строительство», НИИПромзданий, ФАУ ФЦС и др.

23 августа началось публичное обсуждение четырех СП, разработанных по заказу Министерства строительства и ЖКХ РФ. Список с прямыми ссылками ниже. Срок обсуждения – 60 календарных дней.

По некоторым из ссылок можно и сейчас скачать тексты проектов документов. Другой и гарантированный способ получить тексты – направить запрос на адрес: [email protected].

Писать замечания и предложения рекомендуется по установленной форме. Все замечания будут рассмотрены и по ним будут представлены ответы и/или будут внесены соответствующие изменения во вторую редакцию. Направлять замечания можно на тот же адрес, либо через форму на сайте ФАУ ФЦС .

На 8 сентября поступили замечания от членов ПК-5 ТК-465 и членов РГ Минстроя, на площадке которой документы были опубликованы в первую очередь.

Документы разрабатываются различными командами, поэтому процедура отработки замечаний может слегка отличаться. В октябре обсуждение документов завершится на заседании ПК-5, на которое, скорее всего, будут приглашены и авторы существенных замечаний.

Часть 2. Неформальная

1. Наша команда участвует в разработке двух из четырех документов. Мы очень рады возможности участвовать в формировании нормативно-технического поля для информационного моделирования в РФ. Мы гарантируем, что качество окончательной редакции будет соответствовать самому высокому мировому уровню. Мы очень в этом заинтересованы и поэтому приглашаем всех специалистов, имеющих знание и опыт в конкретной предметной области, соответствующей теме СП, высказаться по существу и в диалоге прийти к лучшим (на настоящий исторический момент) формулировкам.

2. В РФ работа над Планом (программой, дорожной картой) поэтапного перехода на BIM ведется с конца 2012 года. Участие в разработке и обсуждении принимали десятки людей. Поэтому в данном документе в настоящий момент имеется более ПЯТИ очевидных пунктов. А сама дорожная карта сейчас находится в Правительстве РФ на рассмотрении. (Я не располагаю информацией, принята она или пока нет).

3. Как член Рабочей Группы и Экспертного совета по теме я заявляю, что в национальных документах по стандартизации никаким конкретным программным продуктам предпочтение не отдается и отдаваться не будет. (Разработчики ПО вправе по своему усмотрению разрабатывать стандарты, предусматривающие работу в их ПО). В связи с этим я предлагаю авторам, голословно утверждающим о фактах нарушения антимонопольного законодательства и федерального закона о защите конкуренции проиллюстрировать это текстами из соответствующих законов и СП.

Обращаю внимание на название СП, из-за которого началась эта горячая дискуссия – «Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах». Разработчики этого СП по факту оказались зажатыми в тиски. Одни рецензенты требуют от них конкретики, подробных правил, а не общих соображений. (Кто расскажет, как это можно делать, если на любое упоминание продуктов наложено вето?) А другие, наоборот, требуют исключить любые упоминания. Выход, очевидно, заключается в разработке дополнительных методических рекомендаций, где упоминать продукты будет позволительно.

В недавней нашумевшей публикации было упоминание о BIM-счастье за счет некоего вендора, прошу автора «вооружить» свой взгляд и привести для меня конкретные примеры из текста. В связи с моими ролями (см. первое предложение п.3) мне действительно необходимо обеспечить нейтральность нормативных документов относительно BIM-платформ.

4. В Великобритании доля госзаказа в строительстве составляет около 40%. У РФ – ЗНАЧИТЕЛЬНО НИЖЕ. Мне не удалось найти точную цифру, но в НОПРИЗ настаивают, что это не более 5% (!). Из других источников я слышала цифру до 15%. (И зачем ломать копья – или грабли?) То есть в строительстве у нас доминирует частный заказчик. И он волен заказывать так, как ему нравится, не нарушая закона. И в том числе определять форматы, в которых хочет получать продукт. О чем тогда мы спорим? Если госзаказчик начнет 20% из малого объема просить в BIM, сколько бизнеса потеряет отдельный проектировщик, который про BIM ничего слышать не хочет? Ничего. Не пойдет на гостендер и будет продолжать рисовать для частника, пока тот не просит в ВIM.

5. Теперь про «завуалированные ограничения, позволяющие скрыть слабые стороны продвигаемого продукта». Про «продукт» см. п.3. Что касается ограничений, то приведенная фраза говорит о том, что ее автор не знаком с аналогичными документами, разработанными в других странах, опередивших нас по данному направлению. Такие документы пестрят формулировками типа «due to limited software support» или «as BIM skills and software tools for this purpose are still immature» и пр. Да, приходится признать, что имеющиеся в нашем распоряжении программные продукты еще не совершенны и мы вынуждены это учитывать. Поэтому аналогичные оговорки по тексту мы применяем и будем это делать дальше.

6. И в завершение хочу обратиться к тем, кто действительно разочаровался в увиденном – текстах документов и называет их сырыми и пр. Вы что там ожидали найти и не нашли? Может быть, нам следует все разложить по полочкам и быть более конкретными? Если свести все темы, охватываемые подобными национальными документами по BIM в разных странах, то мы обнаружим, что в них отражаются методики моделирования, подходы к определению уровней проработки элементов информационной модели (LOD, LOI), новые роли и обязанности участников процесса, планы реализации BIM-проектов, правила разработки библиотечных элементов, вопросы интероперабельности и организации коллективной работы. Вот практически и все темы. Только потом они еще раскладываются на разных участников и стадии ЖЦ. Пункты из этого списка частично закрываются представленными СП, а остальные включены Министерством в план дальнейших разработок.

Всех разочарованных я приглашаю к конструктивному диалогу. Если не хотите писать официальное обращение, и при этом мы с вами уже знакомы, пишите в личку. Разберемся.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 декабря 2017 г. N 1674/пр

Свод правил СП-328.1325800.2017

"ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ"

Building information modeling. Components. Guidelines and requirements

Введен впервые

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в целях выработки единых требований, правил и рекомендаций по созданию компонентов, используемых для формирования информационных моделей объекта строительства.

Свод правил подготовлен авторским коллективом АО "НИЦ "Строительство" - ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко (руководитель работы - д-р техн. наук И.И. Ведяков; канд. техн. наук Ю.Н. Жук, А.В. Ананьев) и ООО "КОНКУРАТОР" (М.Г. Король, С.Э. Бенклян).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на процессы информационного моделирования зданий и сооружений и устанавливает требования к компонентам их информационных моделей.

1.2 Настоящий свод правил не устанавливает требований к способам размещения, ведения, структуре, форме и содержанию цифровых библиотек (каталогов/баз) компонентов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.303-68 Единая система конструкторской документации. Линии

ГОСТ 2.306-68 Единая система конструкторской документации. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 атрибуты компонента: Существенные свойства компонента, необходимые для определения его геометрии или характеристик и имеющие имя и значение.

3.2 геометрические параметры компонента: Атрибуты, которые определяют размер, форму и пространственное положение компонента.

3.3 графические свойства компонента: Свойства, обеспечивающие узнаваемость компонента в трехмерной проекции, а также в различных проекциях и масштабах с отображением характерных двумерных символов, линий, штриховок, текста.

3.4 информационное моделирование объектов строительства: Процесс создания и использования информации по строящимся, а также завершенным объектам строительства в целях координации входных данных, организации совместного производства и хранения данных, а также их использования для различных целей на всех стадиях жизненного цикла.

3.5 компонент: Цифровое представление физических и функциональных характеристик отдельного элемента объекта строительства, предназначенное для многократного использования.

Примечание - Компонент, примененный в модели, становится элементом модели.

3.6 метаданные компонента: Структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемого компонента для идентификации, поиска, оценки и управления им.

3.7 открытые форматы обмена данными: Форматы данных с открытой спецификацией.

Примечание - Формат IFC (Отраслевые базовые классы) формат и схема данных с открытой спецификацией. Представляет собой международный стандарт обмена данными в информационном моделировании в области гражданского строительства и эксплуатации.

3.8 сборка: Именованный набор компонентов, предназначенный для многократного использования.

3.9 уровень проработки; LOD: Набор требований, определяющий полноту проработки элемента цифровой информационной модели. Уровень проработки задает минимальный объем геометрических, пространственных, количественных, а также любых атрибутивных данных, необходимых для решения задач информационного моделирования на конкретной стадии жизненного цикла объекта.

3.10 функциональное поведение компонента: Изменение компонента в соответствии с заложенными в него правилами взаимодействия с окружающими условиями.

3.11 цифровая информационная модель: Объектно-ориентированная параметрическая трехмерная модель, представляющая в цифровом виде физические, функциональные и прочие характеристики объекта (или его отдельных частей) в виде совокупности информационно насыщенных элементов.

3.12 элемент модели: Часть цифровой информационной модели, представляющая элемент, систему или сборку в пределах объекта строительства или строительной площадки.

4 Общие положения

4.1 Компоненты характеризуются геометрическими параметрами, графическими свойствами, атрибутами и функциональным поведением.

4.2 Компоненты следует разделять:

По типам:

Точечные - компоненты с заданными геометрическими формами, добавляемыми в модель с привязкой к своей точке вставки.

Примечание - Такие компоненты как окно, дверь, балка, колонна, насос, мебель и т.п.;

Линейные - получаемые посредством соединения направленного замкнутого профиля и линии привязки как образующей.

Примечание - Такие компоненты как стены, трубы, воздуховоды, кабельные короба и т.п.;

Площадные - объемные компоненты, значительно меньшей высоты, создаваемые путём отрисовки контура ограниченной площади.

Примечание - Такие компоненты как перекрытия, крыши, потолки и т.п.;

По привязке к производителю:

Обобщенный - компонент является цифровым представлением продукции, конкретный производитель которой неизвестен;

Продукт - компонент является цифровым представлением продукции конкретного производителя.

По уровню параметризации:

Параметрические компоненты - компоненты, размещаемые экземпляры которых можно конфигурировать изменением значений атрибутов в интерфейсе программного обеспечения (без необходимости непосредственного редактирования компонента);

Непараметрические компоненты - компоненты, которые созданы без возможности их конфигурации.

По сфере применения:

Архитектура;

Градостроительство;

Строительные конструкции;

Инженерные системы и сети;

Дизайн интерьеров и экстерьеров;

Прочие сферы применения.

5 Общие требования к компонентам

5.1 Разработка компонентов должна выполняться с помощью соответствующих инструментов программного обеспечении, реализующего функционал информационного моделирования.

5.2 При разработке компонентов следует:

Учитывать цели использования цифровой информационной модели;

Учитывать требования к уровням проработки элементов модели;

Определять состав и число геометрических параметров;

Определять состав и число атрибутов.

6 Требования к геометрическим параметрам, уровням геометрической проработки и графическому отображению компонентов

6.1 Требования к геометрическим параметрам и графическому отображению компонента включают в себя требования к:

Геометрическим параметрам;

Отображению графических обозначений;

Уровню геометрической проработки;

Резервированию пространства, занимаемого компонентом;

Графическому отображению материалов.

6.2 Требования к геометрическим параметрам

6.2.1 При разработке компонента следует:

Моделировать геометрию в масштабе 1:1;

Определять точку вставки (базовую точку) для компонента типа "точечный";

Использовать минимальное число вспомогательных элементов (например, вспомогательных плоскостей и линий);

Использовать геометрические параметры, выраженные в метрической системе единиц.

6.2.2 Компоненты типа "обобщенный" должны включать в себя значения параметров, определяющие номинальные размеры, если фактические размеры неизвестны.

6.2.3 Компоненты типа "продукт" должны включать в себя значения параметров, определяющие точные размеры.

6.2.4 Требование к отображению графических обозначений:

в состав компонента необходимо включать графические элементы для передачи информации, которую невозможно отобразить в трехмерной проекции (например, указатели направления движения, сторону открывания дверей, способы открытия окон).

6.3 Требования к уровню геометрической проработки

6.3.1 Точки вставки (базовые точки) компонента должны быть едиными на всех уровнях проработки.

6.4 Требования к графическому отображению материалов

6.4.1 Если изображением необходимо заполнить поверхность компонента, то оно должно быть квадратной или прямоугольной формы, чтобы обеспечить бесшовное повторение изображения (в виде мозаики).

6.4.2 Требования к файлу с изображением материала:

Размер изображений квадратной формы - не менее 512x512 пикселей;

Размер изображений прямоугольной формы - не менее 512 пикселей по самой длинной стороне;

Разрешение изображения - не менее 150 точек на дюйм.

7 Требования к уровню атрибутивной проработки и значениям атрибутов

7.1 При разработке компонентов число, состав атрибутов и уровень атрибутивной проработки следует определять с учетом:

Целей и задач применения цифровых информационных моделей;

Требований к LOD;

Требований к составу и содержанию технической документации.

7.2 Все созданные атрибуты компонента должны быть заполнены.

7.3 Атрибуты компонента следует разделять на обязательные и дополнительные.

7.3.1 К обязательным атрибутам компонента следует относить такие свойства или технические характеристики, которые позволяют однозначно идентифицировать компонент, а также содержат данные, на основании которых возможно осуществить разработку технической документации, заказ, покупку и монтаж конкретного компонента в процессе строительства.

7.3.2 К дополнительным атрибутам следует относить свойства или технические характеристики, необходимые для проведения инженерных расчетов, информацию технико-экономического характера, технико-эксплуатационные и иные характеристики.

7.4 Если значения параметров должны управлять геометрическим размером или формой компонента, при их изменении должны меняться размер и/или форма компонента в модели.

7.5 Если значение атрибута не имеет ограничений и допускает возможность введения как цифр, так и букв, то значению атрибута должен присваиваться алфавитно-цифровой тип данных.

7.6 Значение текстового атрибута компонента не должно заканчиваться точкой.

8 Функциональные требования к компонентам

8.1 Компонент должен "вести себя" таким образом, чтобы отражались его функциональное назначение и взаимосвязи с другими компонентами.

8.2 В среде программного обеспечения, как правило, существует возможность разработать компонент с тем или иным числом предварительно заданных фиксированных параметров, которыми располагает реальный физический строительный элемент. При наличии предварительно настроенных вариантов компонента снижение его производительности либо затруднение в его использовании должны быть минимальными.

8.3 Компонент следует моделировать таким образом, чтобы он мог быть подсоединен к другим компонентам и функционировать совместно с ними, если совместное функционирование поддерживается и соответствует задачам разрабатываемой модели.

9 Правила именования компонентов и их атрибутов

9.1 Правила именования компонентов, приведенные в настоящем разделе, предназначены для программного обеспечения, работающего на основе файловой системы хранения данных.

9.2 Система именования должна состоять из:

Общих правил именований;

Схем именований.

Примечание - Пример системы именования файлов компонентов приведен в А.15-А.16 (приложение А).

9.3 У компонента должно быть уникальное имя и описание.

9.4 Правила именования атрибутов

9.4.1 Единицы измерения в названии атрибута не указываются.

9.4.2 Атрибуты со значениями, предполагающими логические типы данных (Да/Нет), должны именоваться так, чтобы значение обязательно было присвоено (например, "Наличие Подоконника" - Да/Нет).

Примечание - Пример правил именования атрибутов приведен в А.17 (приложение А).

9.5 Правила именования материалов

9.5.1 Имя материала должно начинаться с заглавной буквы, за которой следуют строчные. Если название состоит из двух и более слов, то каждое слово начинается с заглавной буквы и все слова пишутся слитно.

9.5.2 Файлу с изображением материала имя присваивается таким же образом, как и материалу, с расширением, соответствующим формату применяемого графического файла.

Примечание - Пример правил именования материалов приведен в А.18 (приложение А).

10 Требования к форматам компонентов

10.1 По форматам файлов компоненты могут быть представлены:

В открытом формате IFC (версии 2x3 и выше);

В исходных форматах (форматы файлов компонентов и файлов проекта применяемого программного обеспечения).

11 Требования к метаданным компонентов

11.1 При организации баз/каталогов/библиотек компонентов, например, в виде интернет-хранилищ, необходимо обеспечивать удобный поиск необходимого контента. Как правило, такой поиск осуществляется по метаданным. Поиск по метаданным - поиск по атрибутам компонента, поддерживаемым конкретной поисковой системой.

Приложение А

А.1 Компоненты могут объединяться в сборки (например, "сантехкабина", "тепловой узел", "трансформаторная подстанция"), которые рекомендуется применять для формирования тематических каталогов/баз/библиотек повторного применения.

А.2 Компонент должен быть однозначно идентифицирован. Для этого рекомендуется использовать:

Уникальное имя;

Глобальный уникальный идентификатор, который применяется для идентификации ресурсов;

Код по классификатору (при его наличии).

А.3 Для минимизации числа разрабатываемых компонентов и их унификации рекомендуется создавать параметрические компоненты.

Для соответствия требованиям стандартов ЕСКД и СПДС (например, ГОСТ 2.303 и ГОСТ 2.306), предъявляемым к оформлению проектной и рабочей документации, при разработке компонента рекомендуется включать в его состав условные графические обозначения.

Примечание - Компоненты на уровне проработки LOD 100 представляют собой концептуальные формообразующие элементы и как таковые не нуждаются в предварительной подготовке соответствующих компонентов, а на уровне LOD 500 - полностью определенные компоненты, которые отличаются от уровня LOD 400 только размерами, которые соответствуют фактическому исполнению проектных решений. По этим причинам для разработки баз/библиотек/каталогов компонентов рекомендуются уровни проработки LOD 200, 300 и 400.

Примечание - При отсутствии соответствующих компонентов низкого уровня проработки допускается применять компоненты более высокого уровня.

А.8 Компоненты инженерного/технологического оборудования рекомендуется разрабатывать с учетом резервирования пространства для обслуживания, которое рекомендуется включать как часть компонента.

А.9 При необходимости разработки компонента с определенным материалом рекомендуется включать в него цвета, образцы штриховок/заливок и файлы с изображением текстуры в соответствующем масштабе.

А.12 Значение атрибута компонента может быть выражено в виде формулы - в случае, если его значение зависит от других атрибутов.

А.13 Если компонент может представлять различные варианты элемента объекта строительства, рекомендуется представлять их с помощью атрибута со значением, выраженным одним из следующих способов:

Единственное значение - если для значения существует единственный вариант выбора;

Списочное значение - если в упорядоченном списке есть несколько уникальных значений одного типа, порядок которых важен (например, 200, 400, 600, 800);

Диапазонное значение - если существуют верхняя и нижняя границы этого значения (предел). Сначала указывается нижний предел, а затем верхний (например, 175-200 кВт). В случае, если в диапазон значений входят положительные и отрицательные значения, они разделяются с помощью слов "от" и "до" (например, от минус 10°C до плюс 20°C). Если значение не указано, это означает неограниченный предел (например, 175 кВт - <ноль>, т.е. все значения выше или равны нижнему предельному значению 175 кВт);

Нумерованное значение - если для значения предусмотрен выбор фиксированных значений из установленного перечня. Отдельные элементы должны отделяться друг от друга запятой и пробелом (например, a, b, c, d).

Примечание - Данные способы выражения различных вариантов элементов объекта строительства, как правило, применяются в компонентах типа "обобщенный".

А.14 Компонент рекомендуется моделировать таким образом, чтобы он мог быть подсоединен к другим компонентам и функционировать совместно с ними, если совместное функционирование поддерживается и соответствует задачам разрабатываемой модели.

Имя файла состоит из полей;

В качестве знака-разделителя между полями рекомендуется использовать знак подчеркивания "_";

Все поля в имени файла начинаются с заглавной буквы, за которой следуют строчные. Если поле состоит из двух и более слов, то каждое слово начинается с заглавной буквы и все слова пишутся слитно;

Аббревиатуры и коды следует писать заглавными буквами;

А.16 Структура имен файлов компонентов

<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>_<Поле4>_<Поле5>_<Поле6>

где поля имеют приведенные в таблице А.1 значения.

Таблица А.1

Если компонент не содержит трехмерной геометрии, в конце "Поля2" (функциональный тип), следует добавить "-2D".

Примечания

1 Число полей в имени файла может варьироваться от четырех до шести в зависимости от типа компонента (тип "обобщенный" или "продукт"), а также наличия дополнительных идентификационных признаков.

2 Пример именования компонентов типа "обобщенный":

АБВ_Дверь_Двупольная_Алюминиевая_ГОСТ23747-2015

3 Пример именования компонентов типа "продукт":

АБВ_Умывальник_Керамический_Завод1_ИсполнениеА

Если необходимо ввести дополнительные поля, их рекомендуется добавлять в конце имени.

А.17 Правила именования атрибутов

<Поле1>_<Поле2>

где поля имеют следующие значения, приведенные в таблице А.2

Таблица А.2

Примечание - Примеры именования атрибутов:

ПрофильШирина

АБВ_ПлощадьКвартиры

<Поле1>_<Поле2>_<Поле3>_<Поле4>_<Поле5>

где поля имеют следующие значения, приведенные в таблице А.3

Таблица А.3

Примечание - Пример именования материалов:

ABC_Черепица_Битумная_Континент_Изготовитель

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»